Предпрофильная подготовка и профильное обучение

C 2005 г. МОУ СОШ №7 участвует в эксперименте по организации предпрофильной подготовки учащихся.

В 2006 г. открыт профильный информационно-технологический 10 «Б» класс.

В 2007 г. открыт профильный информационно-технологический 10 «А» класс.

В 2007/2008 учебном году в предпрофильной подготовке и профильном обучении принимает участие 116 учащихся.

Профилизация — один из принципов профессиональной подготовки специалистов. В условиях общеобразовательной школы этот принцип реализуется через предпрофильную и профильную подготовку учащихся, которая предполагает:

  • качественную подготовку по профильным предметам;
  • набор спецкурсов, обеспечивающих предпрофильную и профильную подготовку средствами обязательного и дополнительного образования;
  • включение учащихся в проектную деятельность, что даёт возможность осознать свои возможности, интересы, предпочтения.

Такая целенаправленная работа создаёт условия для развития индивидуальных способностей и интересов учащихся и в конечном итоге обеспечивает базу начального этапа подготовки профессионально компетентного специалиста.

В 2005-2006 учебном году в МОУ СОШ № 7 была введена предпрофильная подготовка. Ученикам был предложен широкий выбор элективных курсов, знакомящий их с различными сферами человеческой деятельности, цель которых была подготовить учащихся 9-х классов к выбору дальнейшего жизненного пути и оказать помощь в подготовке к итоговой аттестации.

  1. Язык и речь
  2. Азбука делового общения
  3. Человек в зеркале общения
  4. Путешествие по Британии
  5. С иностранным языком в будущее
  6. Математические тайны модуля
  7. Математика в графиках
  8. Математика и жизнь
  9. Метод координат, или как не затеряться в пространстве
  10. Невероятная вероятность
  11. Правовая предпрофильная подготовка
  12. Роль личности в истории
  13. Политическая карта мира
  14. Основы домашней экономики
  15. Химия и кулинария
  16. Химия и жизнь
  17. Компьютерная графика
  18. Web-программирование
  19. Создание презентаций в программе Power Point
  20. Учимся проектировать на компьютере
  21. Защита информации
  22. Основы социального проектирования
  23. Исследовательская и экспериментальная деятельность
  24. Ландшафтный дизайн

Наиболее востребованными оказались курсы по выбору

в 2005-2006 году:

  • Метод координат, или как не затеряться в пространстве
  • Правовая предпрофильная подготовка
  • Создание презентаций в программе Power Point
  • Исследовательская и экспериментальная деятельность

В 2006-2007 году:

  • Правовая предпрофильная подготовка
  • Создание презентаций в программе Power Point
  • Основы социального проектирования
  • Ландшафтный дизайн

В 2007-2008 году:

  • Метод координат, или как не затеряться в пространстве
  • Правовая предпрофильная подготовка
  • Web-программирование
  • Основы социального проектирования

В 2005-2006 году году была проделана работа по переходу на профильное обучение. Были подготовлены аналитические материалы, проведены педагогические совещания, родительские и ученические собрания, и принято решение перейти на предпрофильную подготовку и профильное обучение.

Открыт 10-й класс информационно- технологического профиля.

На профильном уровне изучаются следующие предметы — математика и информатика и ИКТ.

В течение года изучались следующие курсы:

  • Основы социального проектирования
  • Web-программирование
  • Исследование информационных моделей
  • Алгебра+: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики

В 11-м профильном классе

  • Web-программирование
  • Исследование информационных моделей
  • Алгебра+: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики
  • Деловой русский язык

Профильное обучение строится как система обучения всех, а не только одарённых или интеллектуально развитых школьников. Поэтому школа создала условия, которые позволили всем учащимся как можно дольше сохранять возможность для изменения сделанного выбора или первоначально определённой педколлективом траектории образования.

Основаниями для построения такой модели являются положение о трудности правильного определения способностей личности в раннем возрасте и об их развитии в процессе учебной деятельности. В раннем возрасте способности ребёнка могут быть неверно продиагностированы, а в более позднем — могут измениться.

Большая работа проводилась психолого-педагогической службой школы. Для выявления направленности личности проводились различные психологические тесты, тренинги, беседы. Всё это позволяло анализировать правильность выбора учащимся профиля, оценивать уровень эмоционального комфорта на занятиях по профильным предметам. Следует отметить, что в течение учебного года ни один учащийся не изменил выбранный им профиль для обучения.

Посещение уроков курсов по выбору и элективных курсов носило дифференцированный характер.

Их цель:

  • анализ эффективности новых педагогических технологий, обеспечивающих формирование основных научных компетенций учащихся;
  • выявление методов и приёмов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся на уроках;
  • индивидуальные формы работы со слабоуспевающими учащимися;
  • работа с одарёнными детьми;
  • формирование положительной учебной мотивации на уроке.

Анализ посещённых уроков в профильном классе показывает, что большинство преподавателей использует как традиционные методы проведения уроков, так и новые педагогические технологии. Так, доля учителей, применяющих информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе на основе компьютера, мультимедийного проектора, локальной компьютерной сети, составляет 40%.

Информационно-коммуникационные технологии используются учителями для проведения электронных уроков, мультимедийных презентаций для проведения исследовательской и экспериментальной деятельности, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса учащихся к изучаемому материалу, организацией обучения школьников приёмам самостоятельного нахождения и получения информации, позволяет организовать дифференцированное обучение, способствует визуализации изучаемого материала, позволяет организовать творческие исследовательские лаборатории.

Кроме того в МОУ СОШ № 7 для обеспечения методической поддержки учителей-предметников ведётся база данных методических разработок с помощью программы Microsoft Access, разработаны электронные портфолио учителей и учащихся. Для проведения мониторинга и диагностики результативности учебно-воспитательного процесса в МОУ СОШ №7 используется программа Microsoft Excel.

ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В школе осуществляется высокоскоростной доступ в сеть Интернет, к которой подключены с помощью локальной сети три компьютерных класса, компьютеры директора, секретаря, зам. директора, психолога. Использование сети Интернет: в образовательном процессе на уроках: для организации исследовательской проектной деятельности учащихся, во внеклассной работе через «Информационно-издательский центр», при подготовке учителей к урокам, знакомство с новыми методиками и образовательными технологиями, обмена опытом между образовательными учреждениями.

В школе функционирует научное общество учащихся ПОИСК:

П очемучки

О бществознания и истории

И нформатики и математики

С ловесности

К раеведения и географии

На уроках при работе в сети Интернет учащиеся имеют возможность пользоваться электронными энциклопедиями, виртуальными лабораториями, обучающими программами. Результатом работы сети Интернет стали победы учащихся МОУ СОШ № 7 на городских и краевых конференциях. На второй межвузовской научно-практической конференции «Большой Сочи в прошлом и настоящем» отмечены грамотами и опубликованы работы учащихся МОУ СОШ №7 Меркуловой Лолиты, Бугаевой Элеоноры, Сапрыкиной Дарьи, Федоровой Илоны, Джаферян Альбины.

В рамках деятельности Информационно-издательского центра проводится информационное обеспечение профориентационной работы: разработан и регулярно обновляется и пополняется сайт «Школьный центр профориентации», ведется база данных о всех вариантах трудоустройства и получения профессионального образования, а также учебных заведений города и края, проводится профориентационное тестирование в режиме оn-line. Одним из основных направлений деятельности Информационно-издательского центра является выпуск школьной газеты «Мой выбор».

Впервые в 2005–2007 учебных годах учащиеся МОУ СОШ № 7 приняли участие в городском конкурсе «Поиск, призвание, профессия», результат — целевые направления для поступления в СГУТиКД для учащихся 11 классов: Григорова Анфиса (11 «А» класс), Меркулова Лолита (11 «А» класс), Бугаева Элеонора (11 «А» класс).

Новым направлением деятельности для учащихся стала работа в рамках Научного общества учащихся СОШ № 7 «Поиск» и участие в городских научно-практических конференциях. Работы 10 учеников СОШ № 7 были допущены к участию в VI городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», большая их часть отмечена дипломами, что свидетельствует о высоком уровне подготовки учащихся: «Роль русского дворянства в формировании и становлении курорта Сочи» (авторы – ученицы 9 «А» класса Федорова И. и Сапрыкина Д.) и «К вопросу о становлении системы народного просвещения на территории Сочинского округа в конце XIX–начале XX в.в.» — были выполнены под руководством Кучеровой И.И. и представлены на 2-й межвузовской научно-практической конференции наряду с работами студентов. Об уровне ученических исследований свидетельствует, кроме дипломов, подписанных ректором СГУТиКД Татариновым А.А., и факт их публикации в сборнике материалов 2-й межвузовской научно-практической конференции «Большой Сочи в прошлом и настоящем» РИО СГУТиКД.

На городском конкурсе «Я выбираю сам. Моя будущая профессия» работа ученика 9 «Б» класса Волкова Александра «Мой путь к профессии» заняла 2-е место (рук. Цатурова Е.В.)

Был создан «Школьный центр профориентации», в рамках которого была организована профориентационная работа и создан информационно–издательский центр, который выпустил газету «Я выбираю сам. Моя будущая профессия», удостоенную по итогам городского конкурса диплома 1 степени.